Андрей Травин (volk) wrote,
Андрей Травин
volk

Categories:

Соловки. Лето патриарха.


Про Владивосток есть такая старая местная шутка: у этого города, дескать, «широта крымская, а долгота колымская». Про Соловки я придумал аналогичную присказку: у них широта колымская, а долгота иерусалимская. Причем общая 36-я долгота действительно важна помимо каламбуров. Ведь на ней находятся, и гора Голгофа на окраине Иерусалима, и гора Голгофа на соловецком острове Анзер.
Что касается соловецкой, то в начале XVIII века там поставил свою келью опальный духовник Петра I монах Иов. В один из дней уединения ему в чудесном видении предстала Богородица и сказала: «Эта гора отныне называется второю Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит для тебя с двумя учениками… скит назовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится имя Божье. Я сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки».
Пресвятая Богородица явилась преп. Иову в сопровождении святого Елеазара Анзерского, повелевшего: «Освяти гору Голгофу и водрузи на ней крест!».
После видения преподобный Иов устроил на горе скит, а позже поставил деревянную церковь, которая в начале XIX в. была перенесена к подножию горы. В 30-х годах XIX в. на вершине горы была поставлена каменная Распятская церковь и новые келейные корпуса. Как и другие святые места Соловков, в лагерное время скит был осквернен. В 1992 г. престол Распятской церкви освятили вновь.

Анзер был третьим пунктом программы северной поездки патриарха РПЦ Кирилла Гундяева, с которой день в день совпало мое посещение Соловков. Сам я на Анзер попасть никак не мог, хотя и хотел: но последняя экскурсия на него ушла за два часа до моего приезда. Однако доводилось встречаться с Гундяевым на Большом Соловецком острове.

Соловецкий монастырь

В середине недели чайки-поморники "разодрали" своим криком оконные сетки, взмахами черно-белых крыльев всколыхнули в монастырском дворе воздух застоявшегося времени, и в четверг на рассвете поселок очнулся от сна, в который он был погружен вместе со всем своим величием.

Старинную трапезную монастыря с самого утра закрыли для экскурсий. Там уже с утра пахло рыбой, несмотря на то, что патриарх прилетал лишь после обеда.

Его визит на Соловки начался с посещения находящегося в непосредственном подчинении главы церкви Соловецкого монастыря.
Для того, чтобы Кириллу войти в храм, извели немало травы, цветов и папоротников, из которых сделали дорожку от Святых ворот Соловецкого кремля до лестницы в Спасо-Преображенский собор.

Ожидание патриарха Кирилла Гундяева

Ожидание патриарха на Соловках. Здесь он должен с минуту на минуту пройти по длинной зеленой дорожке.
Кстати, поездка патриарха на Русский Север сопровождалась встречами с чиновниками региона и представителями федеральной власти: его сопровождали вице-спикер Госдумы и губернатор Архангельской области. Поэтому в числе встречающих - и всякие мужчины в галстуках.

Кирилл Гундяев с телохранителями на Соловках

А вот он уже пришел вместе с тремя телохранителями, шестью епископами и семью иподиаконами. Потом так с двумя телохранителями и ходил внутри с кадилом по периметру храма. А когда на следующий день поехал на Секирную гору, там отменили все экскурсии, и посадили толпу телохранителей ФСО в окрестных кустах.

Я был на двух службах Кирилла на Соловках, один раз он совершил надо мной елеепомазание. В храме народ постоянно щелкал цифровыми фотоаппаратами, отвлекался... Короче, весьма неудобно сосредоточиться на службах, которые ведет в провинциях патриарх. В Москве в ХХС они проходят спокойнее.

патриарх РПЦ Кирилл Гундяев

На всех фотографиях Кирилла, что я сделал (с десяток), у него абсолютно одинаковое выражение лица. Достаточно опубликовать одну. Любую.

Визит Кирилла на архипелаг совпал с днями поминовения основателей монастыря и всех соловецких святых. В этом смысле и мне, и ему повезло. После недели непогоды с 20 по 23 августа на Соловках установились стабильно солнечные дни. Наверняка это было устроено молитвами преподобных Зосимы, Савватия и Германа, основавших Соловецкую обитель.

Показуха была там во время визитов випов во все последние времена. И через нее однажды совершилось знамение по поводу возрождения монастыря. Перед визитом патриарха Алексия в 1992 году драили деревянную дверь в переходе монастыря. И вдруг под краской обнаружилась икона, на которой изображено первое посещение Савватием и Германом необитаемых еще тогда Соловков.

В этот раз показуха помогла побыстрее завершить реставрационные работы в Свято-Вознесенском ските на Секирке, куда я ездил на прокатном велосипеде.

Гундяев ознакомился с музейной экспозицией, посвященной лагерному периоду. Путин и Алексий II, когда были на Соловках в 2001 году, такие экспозиции не изучали. Но они вроде оба в прошлом гебешники, так что неудивительно. А вот Кирилл проникся, в том числе потому, что его дед Василий Степанович Гундяев в течение месяца находился в штрафном изоляторе на Секирной горе. Его роль выполнял Вознесенский храм. На втором этаже узников лагерей за какую-либо провинность (в случае Василия Гундяева это было участие в тайных богослужениях, которые совершали священники, сосланные на Соловки) содержали в неотапливаемом помещении без верхней одежды.

К визиту патриарха монастырь скупил в окрестных магазинах всю соловецкую селедку. И мне попробовать ее не удалось.
Прежде соловецкую (беломорскую) селедку монастырь поставлял и Петру Первому, и Иоанну Грозному.
Так что Кириллу хотели продемонстрировать, что его принимают как царственную особу.

В лагерные времена лесник, которым служил епископ Иларион Троицкий, произнес по поводу Соловков:
Вся подает Дух Святый:
прежде рыбари — богословцы показа,
ныне же богословцы — рыбари.

Теперь в поселке летом живет примерно тысяча местных жителей и единовременно находится до двух тысяч туристов. В 1991 году после 72-летнего перерыва начал действовать монастырь.
Нынешний патриарх прямо с Секирной горы высказался за передачу монастырю всех монастырских зданий, а также за законодательное придание Соловкам особого статуса. Это, впрочем, я почерпнул уже из видеоролика Патриархии.ру, так как говорил он об этом прессе, а не жителям.

В июне этого года руководитель аппарата правительства Сергей Собянин поручил федеральным ведомствам завершить передачу РПЦ объектов монастырского комплекса и вывести из его стен Соловецкий музей-заповедник.
Восстанавливался он не советской властью, как это кажется на первый взгляд. Там работали те, кого называют "трудники". Следующая ступень — послушники, они тоже не монахи, но хотят ими стать. Есть еще иноки, а уж потом собственно монахи.
К моему приезду в Соловецкой обители числились 69 насельников, в том числе 2 архимандрита, 7 игуменов, 11 иеромонахов, 9 иеродиаконов, 11 монахов, 9 иноков, 20 послушников.
Но на восстановлении в основном работали именно энтузиасты, не монахи, не послушники и не паломники.

Я жил в монастыре в бывшей Иконописной палате вместе с трудниками, паломниками и теми, кто, как и я, просто приехал на Соловки. В течение паломнического сезона (с июня по сентябрь) проживание и питание там бесплатно для всех, независимо от трудового участия. Средняя численность одновременно живущих паломников — в пределах 80 человек. На зиму всех выгоняют, хотя в первые годы после восстановления оставляли зимовать чуть ли не местных алкашей.

Праздничный ужин в трапезной монастыря состоял из винегрета, горохового супа, гречки и оладий. Обычный обед состоял из грибного супа и риса с грибами. Обычный ужин — просто из пшенной каши. Иногда устраивались и полдники. На одном из них были только чай, хлеб и кокосовый джем из кокосового молока. Я съел пару бутербродов, потом обратил внимание на саму банку кокосовых консервов. А там написано "употребить до 31 декабря 2006 года"! Впрочем, в остальном на еду я не жаловался, хотя из-за своих путешествий по островам откушал в монастыре всего лишь несколько раз.
Перед обедом, если не опоздаешь, можно поучаствовать в короткой общей молитве прямо в трапезной.
Рассказы паломниц прежних лет, что вместо "приятного аппетита" в монастыре желают "ангела за трапезой" не подтвердились — такого выражения я ни разу не слышал.

Греческое слово "келья" подразумевало отдельный дом на земле монастыря, который передавался в пожизненное пользование. Келья могла быть большой — до 20 человек. Монах кельи подчинялся игумену. В келью можно было приглашать братию. В келье, где я жил — 12 спальных мест. Есть постельное белье, тумбочка, электрические чайники, мыло, шампунь, зубные пасты, полотенце, черный гуталин, баня. Все тоже бесплатно, разумеется. Но принципиально нет ни одного холодильника — посещение монастыря с собственными продуктами не благословляется.

Еще одно греческое слово "калива" — это хижина отшельников, где они по одному (и иногда по два) живут в уединении. Кельи и каливы одной местности объединяются в скиты, имеющие общий храм.

На Соловках есть несколько скитов, а на Анзере были по сути и каливы, которые, впрочем, тоже назывались кельями. Из-за этого у многих людей в мозгу возникает устойчивое выражение "уединенная келья", что, конечно, не такое несуразное понятие как "одинокий волк", но все-таки нетипичное. Соседняя с нами на этаже келья была человек на 20 как раз. В каждой (!) келье были свои храпуны, иногда не один, которые, на мой взгляд, столь же наглы, как и курильщики: зная свой порок, постоянно испытывают терпение и смирение окружающих. В нашей келье жил мздоимец — чиновник, купивший себе на взятки квартиру, и теперь приехавший посмотреть как живут те, кто заботится о душе.

В мужском монастыре женщины стоят во время службы в храме отдельно на левой стороне, а в трапезной едят за отдельными столами. Живут женщины где-то за стенами монастыря.

Ничто не мешало нам с товарищами в середине дня напоследок искупаться голышом в Святом озере.
Subscribe
promo volk june 10, 2014 15:49 17
Buy for 100 tokens
Тюремное служение — разновидность кахетизаторства и миссионерства. Заключенные любят, когда их посещают миссионеры в тюрьме. Причину называют внятно: миссионеры по сути единственные, кто общаются с зеками на равных. Кстати, охранники называют их «злодеи» (беззлобно, просто как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments