Андрей Травин (volk) wrote,
Андрей Травин
volk

Что мы знаем о Манитасе де Плата


В 1921 году родился Рикардо Бальярдо (Манитас де Плата). Это знаменательное событие случилось в южном французском городе Сет, где в том же 1921 году родился другой музыкант, оказавший на меня большее влияние — шансонье Жорж Брассанс (Брассенс). Но если Брассанс родился в добропорядочной семье атеиста и католички, то Манитас де Плата — непосредственно в автомобильном фургоне — вполне по-цыгански с поправкой на новые времена. Потом он четыре раза обогнет с гастролями Земной шар.

В 1977 году в Москву приехал третьеразрядный гитарист Педро Солер, игравший… то ли за Данию, то ли за Францию (все плохие гитаристы бегут из Испании). Я как маленький мальчик, первый месяц игравший на гитаре, скромно прослушал концерт из зала. А вот мой будущий приятель восьмидесятых гитарист Владимир Семенов прошел за кулисы и спросил артиста, что он знает о Манитасе де Плата. «Во Франции его имя давно превратилось в легенду» — как по-писанному ответил дон Педро.

В 2006 году был выпущен на DVD французский 52-минутный фильм о Манитас де Плата «La Legende». Есть русские титры. Но я не смотрел, и вообще забегаю вперед.

В 1986 я полюбил канте хондо. Это случилось благодаря постоянному певцу Манитаса — Хосе Рейесу. До этого «глубокое пение» ни от кого не проняло до глубины души. В том же году я перевел на русский (даже дважды) их румбу «A tu vera» и до сих пор раз в несколько лет пою. Поскольку Хосе Рейес поет на диалекте французских цыган, именуемом «житан», то даже учительница испанского языка почти ничего на слух не поняла, сославшись на их «деревенское произношение». И я перевел — в смысле вольно сочинил что-то подражательное по звучанию и более цивилизованное по содержанию.

Примерно в то же самое время я списал себе очередную пластинку Манитаса, которая называлась «Чествование» (Hommages, 1973). В том альбоме каждая композиция Манитаса была посвящением кому-то из французских знаменитостей (типа Бриджит Бордо), и только одна вещь с катящимися на слушателя долгими тремоляндо — посвящением собственной матери.
А со знаменитостями Манитас был знаком лично. Тогда обнаружился изумительный видеофрагмент, где Сальвадор Дали, Манитас де Плата и Х. Рейес устраивают перфоманс: цыгане исполняют песню, под которую Дали рисует лошадку. И клип с Бриджит доступен.

Разговаривая в восьмидесятые с гитаристом Августом-Васильевым, услышал от него верную характеристику Манитаса де Плата, дескать, тот выдерживает компас и цельность композиции только в своем булериасе, а в остальных произведениях ведет себя, как сластена в кондитерском магазине — то оттуда утащит кусочек, то оттуда возьмет пирожок. Техника-то хорошая!

Однако в мире в то время происходили совсем другие события. В 1987 году весь мир услышал песню Bamboleo в исполнении семерых цыганских музыкантов, объединившихся под названием Gipsy Kings. Куплет этой песни представляет собой обработку колумбийской народной песни «Старая лошадь», аранжированную как кубинский сон. А вот припев... такого в народных песнях не было. Моя версия, что он произошел от прозвища Bambo Baliardo, брата Манитаса. Группа по сию пору состоит из одного цыганского рода — детей певца Хосе Рейеса и братьев Бальярдо, приходящихся Рейесам двоюродными братьями и племянниками Манитасу де Плата. Похоже, Манитас и научил играть на гитаре своего сына лидер-гитариста Gipsy Kings Тонино Бальярдо. А вместе Gipsy Kings собрались еще в 1970 году в городе Арле,  на юге Франции, и назывались тогда Los Reyes. Так что компания была сыгранная — практически в нескольких поколениях.

В конце 90-х я обнаружил в сети фотографии седого, с огромной шевелюрой (можно сказать гривой) Манитаса де Плата, из-за которой я заподозрил в нем рожденного под знаком Льва (что и подтвердила впоследствии Википедия). Еще живого. Однако до сих пор информацию о нем найти не удается, потому что в энциклопедиях фламенкистов типа flamenco-word есть только свои — испанцы.

А она нужна. Прошлым летом ко мне в журнал пришла Лилит gipsylilya Мазикина и попросила биографическую статью о Манитасе для цыганской прессы. Но написать ее мне не хватает фактов. Кто что знает о нем интересное, пишите комментарии. Потому что у меня осталось какое-то ощущение долга...

P.S. Клип, очень характерный для техники Манитаса. Там среди тремоло, расгеадао и пикадо, можно услышать и упоминаемые выше тремоляндо, которыми он как гитарист, который играл всегда один, пользовался активно, чтобы придать побольше ощущения целого оркестра.
Tags: гитаристы, фламенко
Subscribe
promo volk june 10, 2014 15:49 17
Buy for 100 tokens
Тюремное служение — разновидность кахетизаторства и миссионерства. Заключенные любят, когда их посещают миссионеры в тюрьме. Причину называют внятно: миссионеры по сути единственные, кто общаются с зеками на равных. Кстати, охранники называют их «злодеи» (беззлобно, просто как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments