Андрей Травин (volk) wrote,
Андрей Травин
volk

Category:

Анализ результатов оптимизации сайта



Формула релевантности

Оптимизация - это важное дело для сайта, почва его существования и гибели.

О маркетинге, о бизнесе как таковом привыкли говорить как о войне, оптимизацию же считают почти математикой. Однако в ней столько же математики, сколько ее имеется в работе орудийного расчета, пристреливающегося к позициям противника…

В основу оптимизации кладут пять явлений, ее взвешивают восьмью расчетами и этим определяют положение.

Первое - путь, второе - поисковик, третье - сайт, четвертое - оптимизатор, пятое - законы релевантности.

Путь - это когда вебмастер постигает сознание пользователя.

Поисковик - это порядок выдачи; это то, что нам неподвластно; то, что дает "хлеб" и заставляет вспомнить проклятия.

Сайт - это то, что мы можем менять.

Оптимизатор - это ум, беспристрастность, расчетливость, хитрость, строгость.

Формула релевантности - это набор правил по разбору запроса, так что каждое последующее правило имеет меньший приоритет, чем предыдущее.

К примеру, формула релевантности Яндекса выглядит следующим образом (все закавыченные фразы в этом описании безусловно принадлежат iseg, ему же принадлежит и немалая часть незакавыченного).

Для запроса, состоящего из одного слова, самое главное это:
1. Частотные характеристики: частота слова в базе; частота слова в документе; размер базы; размер документа.
2. Привилегированное положение слова в документе и/или наличие его в списке ключевых слов.
3. Присутствие слова в авторитетных ссылках на данный документ.
4. Взвешенный индекс цитирования документа.
5. При группировке по сайтам (по умолчанию) - число и ранг «всех страниц» сайта с этим словом.
6. При абсолютном равенстве всех показателей порядок выдачи случаен, но не в смысле функции простого генератора случайных чисел. Используется функция сортировки - «своего рода рандомизатор» по отношению к внутреннему номеру документа.

Конкретные коэффициенты и виды функций зависимости для каждого параметра (в сущности, это группы параметров) громоздки и сложны.

Для запроса, состоящего из нескольких слов, существуют дополнительные факторы, влияющие на ранг одного документа. Наивысший приоритет имеет «геометрическая похожесть» взаимного расположения слов в документе и их взаимного расположения в запросе. Чем больше похожесть - тем лучше. В частности, точная фраза ранжируется гарантировано выше документов, в которых есть все слова в «контексте».
Контекст определяется на основе русского синтаксического анализа запроса:
• по умолчанию (например, для английских запросов) выдается одно предложение;
• для отдельных слов - «много предложений»;
• для «листьев одного синтаксического дерева» - плюс-минус пара слов.

Пояснить принцип поиска при запросе, состоящим из нескольких слов, можно такой схемой: сначала «точная фраза», если есть; потом «опорные или самые характерные слова в том же порядке и таком же расстоянии» и т.д. Или даже вот так: механизм поиска в Яндексе - «нечеткий по кворуму», т.е. ранжирование результатов производится на основе допущения о «поиске неточной цитаты» - «совпадение фразы» ЛУЧШЕ, ЧЕМ «есть все слова в предложении», и ЛУЧШЕ, ЧЕМ «главные слова в предложении в том же взаимном порядке».

Нет оптимизатора, который не слышал бы об этих пяти явлениях, но нельзя сказать, что побеждает тот, кто усвоил их; а тот, кто их не усвоил, не побеждает.

Оптимизацию взвешивают восемью расчетами и таким путем определяют положение:

Кто из оптимизаторов составил список запросов для оценки продвижения? Кто провел внешнюю оценку состояния сайта? Кто использовал оценку технического состояния сайта? Кто провел определение наиболее релевантных страниц? Кто сделал коррекция сайта: текстов, тегов, структуры, внутренних ссылок? Кто провел определение конкурентов сайта в поисковых системах? У кого готов анализ ссылок на конкурентов? Кто преуспел в обеспечении ссылочного ранжирования?


По всему этому можно узнать, кто одержит победу, и кто потерпит поражение.

Коррекция списка запросов для оценки продвижения

Если ведут оптимизацию и победа затягивается, силы подрываются; средств у заказчика не хватает. Поэтому мы слышали об успехе при быстроте оптимизации, и не видели еще успеха при продолжительности ее, даже при искусности ее ведения.

Обычно после проведения первого этапа оптимизации есть еще одна итерация, когда можно подробно разобраться что получилось в результате и почему так получилось. Лог-анализатор дает здесь несколько возможностей, и не может дать того, что в принципе не может дать.

Первая возможность - изучение запросов, по которым на сайт уже сейчас приходят посетители из поисковиков. Причем случаи, когда мы оцениваем результаты оптимизации или исследуем текущее состояние сайта перед ее проведением, в данном случае не принципиальны.
Сервисы статистики поисковых запросов настолько хорошо известны, что нет смысла даже перечислять их даже через запятую (ограничимся ссылками для тех, кто придет на эту статью через искалки: 1, 2, 3, 4). Они дают общую частотность запросов в отечественных поисковиках (за исключением Апорта), которую не может дать лог-анализатор или счетчик. Однако даже нефильтрованный список наиболее действенных поисковых слов из отчетов лог-анализатора помогает расширить/уточнить семантическое ядро с не меньшей действенностью, чем Рамблер-Ассоциации, к примеру.

Если же известно ключевое слово или словосочетание, обозначающее частотный запрос, то список масок составляет сам оптимизатор. К ним прибавляются слова, которые подобно «йогурту» (пример Алексея Амилющенко), "фольксвагену" (пример Андрея Иванова), «агентству» (хрестоматийный пример), пользователи пишут как минимум четырьмя разными способами. Здесь тоже может пригодиться отчет лог-анализатора.

Список поисковых запросов во Flexolyzer выводится в более широкой таблице, чем привыкли пользователи систем другого типа. Каждый запрос снабжается количеством загрузок, хитов, числа сессий и средней длины сессий, долей загрузок к общей массе. В виде таблицы и диаграммы.
Фильтруя эти данные по различным критериям, можно получить анализ качества перехода по поисковым запросам и анализ относительного количества переходов по поисковым запросам. То есть смотреть, насколько те, кто приходят по оптимизации, владельцу сайта вообще интересны.

Одна из идей, которую вполне по силам осуществить в лог-анализаторах - это выдача всей статистики по умолчанию именно для какой-то заданной при первоначальной настройке целевой аудитории, а полной статистики - лишь по дополнительному требованию.

Необходимым образом фильтрованная статистика заходов по запросам - это самое главное, что может дать лог-анализатор оптимизатору.
Если специалист по SEO двигает сайт по запросу «А» и видит, что из поисковиков по этому «А» идут посетители - он уже горд. А если умудрится доказать, что эти посетители еще и что-то покупают - это будет вообще круто. Как делать анализ продаж с сайта посредством интернет-статистики - отдельный рассказ.

А здесь отметим, что оптимизатор обычно лишь мониторит позиции в выдаче и если они хороши, то считается, что больше ничего делать не надо. Но для тех, у кого позиции средние, одним из факторов отчетности перед заказчиком может стать и анализ посещаемости из поисковиков. Тогда аргумент "у нас 35-я позиция по запросу "А", но я так хорошо сделал титул, что к нам из Яндекса по этому запросу идут по 30 человек в день ", уже смотрится как вполне выигрышный отчет.

Все эти выборки можно отфильтровать с помощью лог-анализатора. Но на представленном рисунке проделана фильтрация поисковых запросов по самому очевидному географическому принципу.

Отчеты по роботам

Полководцы в старые времена говорили, что тот, кто является на поле сражения первым и ждет противника, тот исполнен сил; кто потом является на поле сражения с запозданием и бросается в бой, тот уже утомлен. Поэтому хорошо оптимизирует тот, кто ждет паука во всеоружии, «управляет» пауком и не дает ему «управлять» собой.

Лог-анализатор - практически единственный инструмент, который дает непосредственную информацию о статистике захода роботов-пауков. Остальные способы косвенные, напоминающие диагностирование болезней по наличию антител.

Даже просто попытавшись собрать информацию о поисковых роботах, в том числе про имена их user agents сталкиваешься с бестолковостью открытых источников. Не находится ни примеров отчетов по роботам, сделанных с помощью какого-нибудь из зарубежных лог-анализаторов, ни полных неустаревших таблиц со списками имен роботов. Всюду только тысячу разу переписанные друг у друга инструкции по заполнению robots.txt…

В силу этих причин можно даже перечислить некоторые user agents для ведущих поисковиков: Googlebot, fast, Aport, Scooter, Yandex, MyYandexServer, Yandex, StackRambler, хотя в реальности используются обозначения с номером версии типа Googlebot/2.1; msnbot/0.3; Mozilla/5.0; Yandex/1.01.001; StackRambler/2.0 и т.д.
Flexolyzer дает отчеты по роботам в разных вариантах: отчет по user agents; отчет по версиях роботов; отчет по страницам, посещенных роботами…


На данном рисунке специально показаны только посещенные роботами страницы без параметра (без вопросительного знака в URL, если кому-то так понятнее) за один отдельно взятый день. Иначе иллюстрация в таком размере стала бы совсем «не читаемой» от избытка табличных граф.


Полнота и пустота

Бывают запросы, по которым не идут; бывают конкуренты, с которыми не борются; бывают поисковики, из-за которых не бьются; бывают повеления модератора, которых не выполняют.

Поэтому тот, кто хорошо оптимизирует, не может заставить конкурента обязательно дать себя победить. Поэтому и сказано: "Победу знать можно, сделать же ее нельзя".

Лог-анализатор может работать только с запросами, по которым есть переходы, и только с аудиторией, которая заходит на сайт. Чем более точно эти два потока совпадают с желаемыми, тем больше, вы можете получить от лог-анализатора.


Форма оптимизации подобна воде. Вода устанавливает свое течение в зависимости от места; оптимизатор устанавливает свою победу в зависимости от конкурента и формулы ревантности. Поэтому у оптимизации нет неизменной мощи, как у воды нет неизменной формы. Кто умеет в зависимости от конкурентов владеть изменениями и превращениями и выходить из top50 в top10, тот и называется SEO-специалистом.

Андрей Травин


Примечание.
Более полный набор скриншотов к данному постингу (в количестве шести штук) можно взять одним архивом (примерно 800 кб, рекомендуется).
Tags: оптимизация сайтов
Subscribe
promo volk june 10, 2014 15:49 17
Buy for 100 tokens
Тюремное служение — разновидность кахетизаторства и миссионерства. Заключенные любят, когда их посещают миссионеры в тюрьме. Причину называют внятно: миссионеры по сути единственные, кто общаются с зеками на равных. Кстати, охранники называют их «злодеи» (беззлобно, просто как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments