Андрей Травин (volk) wrote,
Андрей Травин
volk

Categories:

Был ли Гауди масоном?

У меня есть огромная запись про Гауди, и казалось бы, тема тогда была почти исчерпана.

Но среди этого «почти» есть вопрос, который вынесен в заголовок и, казалось бы, не очень уместен, если знать о том, что Гауди погиб, поспешая к исповеди. Так обычно не кончают жизнь адские персоны — в этом можно убедиться на примерах других знаменитостей. Впрочем, в юности архитектор был республиканцем и антиклерикалом.



Однако есть много «но», о которых расскажу. А один из фактов вскрылся лишь в XXI веке, так что далее не удивляйтесь, что сам вопрос о принадлежности Гауди к масонам прежде был не в фокусе.

I


park guell

В парке Гуэль на этом фото (или, если угодно, на видео I и II) мы видим венчающий входной павильон мухомор мускарий, галлюциногенный гриб. Это как-то намекает на то, что ждет нас внутри? Писатель-анархист Хоан Льярч утверждает, что Гауди мог употреблять этот гриб, чтобы достигать измененного состояния сознания.

Хоан Пальмарола (автор практического руководства «Масонство совершенства: 4–14 градусы») говорит, что парк Гуэль полон масонских символов. Но для некоторых и бабочка — тайный знак.
Однако Пальмарола иногда приходит в парк с небольшими группами, чтобы открыть для них символы инициации. Дескать, парк ими просто кишит! (Есть и конкурирующая экскурсия от журналиста и писателя-конспиролога Карлоса Меса, который за €30 покажет масонские знаки парка).
При этом имя Гауди не появляется в списках ни одной из лож того времени.
Свидетельствующего об этом документа, подписанного семью нотариусами, не существует. Но его работы полны символов. Он бы не разработал эти символы, если бы не знал их.

Наиболее раскручен такой символ как атанор, легендарная алхимическая печь, в которой неблагородные металлы превращались в золото. Его можно увидеть на следующем фото и на ступеньках у входа в парк повыше саламандры (которую Лиза и Ирина называли ящерицей).



Это инструмент в форме треноги, который якобы использовался в алхимических лабораториях. Внутри него находится грубый камень, изображающий первичную материю, содержащую в себе зачаток всего сущего. Однако по мнению Пальмарола этот камень изображает посвященного масона. Когда солнце светит в определенное время, оно создает тень — фигуру, образующую масонский знак.
Какой знак? Если увижу ту тень, то пойму. А так не знаю. Но думаю, что циркуль и/или наугольник, что же еще?

Про другие знаки парка я не в курсе, но повсюду там присутствует код числа 5, которое является главным числом ложи. В парке находится множество пятиконечных звезд, одна из которых даже расположилась на входной табличке парка.



А если сосчитать ступени в парке, то их получится 33 (см. об этом примечание здесь).

Но всему перечисленному может быть предельно простое объяснение: Эусеби Гуэль был ярым масоном и желал превратить «свое детище» на Лысой горе в этакую масонскую ложу.

II


В мае 1908 года Гауди получил заказ от некого анонимного американского магната на проект грандиознейшего отеля на территории, где позднее были построены башни-близнецы на острове Манхэттен.
И Гауди выполнил первоначальное моделирование такого здания. Обнародование чертежей этого проекта произошло в 1956 году (в книге испанского скульптора Хоана Матамала “When the New World called Gaudí”), хотя на широкую публику эта история была вынесена не ранее 2003 года.

Итак, Гауди действительно работал над проектом гранд-отеля под названием “Attraction”, и анонимный магнат по каким-то причинам (видимо, из-за высокой стоимости) от него отказался. Гауди был известен своими достаточно экстравагантными и даже вычурными зданиями, которые стоили очень недешево.
Земля, на который позже (в 1972) возвели башни-близнецы, принадлежала Джону Д. Рокфеллеру. И, скорее всего, этим самым магнатом-заказчиком был именно он.
Спроектированный отель словно представлял собой ракету с мощной центральной частью и опорами, в которых должны были располагаться дополнительные жилые помещения. В продольном сечении строения имели форму параболы — Гауди был в восторге от формы куриных яиц, которую считал едва ли не идеальной.
Общая высота строения составила бы 360 метров, что делало “Attraction” не только самым большим отелем, но и самым высоким зданием в мире. В 1908 году таковым был Singer Building высотой 187 метров.

III


Однако по факту самым известным зданием Гауди стала Саграда Фамилия.
В нем, например, изображен магический квадрат, где каждая из строк или диагоналей суммируется в 33 (есть множество магических квадратов, в которых сумма бывает разной). Но он появился там уже после смерти Гауди, так как фасад Страстей воплощал в жизнь — разумеется, по проекту Антонио Гауди — совсем другой человек — барселонский скульптор Жозеп Мария Субиракс. Ну и в качестве объяснения 33-м может оказаться возраст Христа.





Однако вот такой элемент в той же Саграде Фамилии со всевидящим оком в ладони был сделан Гауди лично (как раз в то время, когда Гауди сам руководил этим проектом).



IV


Совершенно логично предполагать, что любой из знаменитых архитекторов той эпохи состоял в масонстве, потому что это было совершенно естественно для тех времен. Масоны то есть вольные каменщики якобы возникли из реальных каменщиков, потом ими становились представители аристократии, интеллигенции, лица из высших сословий. А архитекторы — одно из самых логичных продолжений традиций каменщиков: профессии-то близки. Но насчет Гауди подобное осталось неясным.
Да и какие масоны каменщики, даже изначально?

Tags: Испания
Subscribe

promo volk june 10, 2014 15:49 17
Buy for 100 tokens
Тюремное служение — разновидность кахетизаторства и миссионерства. Заключенные любят, когда их посещают миссионеры в тюрьме. Причину называют внятно: миссионеры по сути единственные, кто общаются с зеками на равных. Кстати, охранники называют их «злодеи» (беззлобно, просто как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment