Андрей Травин (volk) wrote,
Андрей Травин
volk

Categories:

Секреты ораторского мастерства. Выпуск 1. Произнесение звуков и слов.

В эту осень я учусь в «Школе Речи и Ораторского Искусства #1 Елены Ласкавой» на курсе «Секреты ораторского мастерства — Продвинутый курс».



Уже прошли три занятия из десяти — упражнения по артикуляции, дикции и логике речи. И стало понятно, в каком формате рассказывать. Дело в том, что фоторепортажи вообще не подходят, видеорепортажи слабо пригодны (я посмотрел пару часовых роликов 2012 года — они совершенно неадекватны впечатлению, получаемому в реальности). Например, кто-нибудь сможет понять по краткому видео в Инстаграме, чем мы там занимаемся? А мы произносим разные слова, выражающие состояние, и обнаруживаем, как меняется наше состояние...
Да и снимать и заниматься одновременно тут весьма не просто. Похоже, требуется по старинке рассказывать словами. Формат, кстати — вполне для Livejournal, но и читателю надо не испугаться.

После того как я стал заниматься и лазить по сайтам, реклама стала предлагать мне различные курсы риторики и публичных выступлений, о которых прежде не слышал. Тематика их, скажем так, заметно уже, чем там, где я занимаюсь.
До того же, как я записался к Лене, я слышал только про инфобизнесмена Гандапаса, но идти заниматься к нему уже опоздал: все, кто ходили к Гандапасу в последние года три отмечают, что мэтр начал жадничать, то есть дает мало ценного и порой нагло отсылает слушателей прочитать подробности в своих книгах. Ну и в принципе он людей разводит.

Лена — доцент кафедры сценической речи в Щуке, 22 года преподает. Ну и вообще очень востребована, в том числе играет в кино и ставит в Вахтанговском.
Елена — дочь и внучка режиссера.
У нее была детская мечта — играть в театре Любимова. И она осуществилась. Я посмотрел все спектакли Таганки в 1982–1986 годах, а Лена играла там в первой половине девяностых, так что на сцене ее ни разу не видел. Но зная, что она играла Аннушку и буфетчицу в «Мастере и Маргарите», то я прям «вижу», как ей это подходит…

Лена ставит ораторское мастерство и политикам, но ни в именной статье Википедии, ни на ее собственном сайте подобные факты, естественно, не отражены.

Ее подход к предмету: логика речи выстраивается по смыслу, в ней могут быть задействованы паравербальный звук, энергия человека и его эмоции (неохотно, как бы сквозь зубы, но хотя бы раз за занятие Лена упоминает эмоциональный интеллект).

Подход к преподаванию техники речи ничем не отличается от подхода тренера, к примеру, кендо или каратэ: сначала учишься делать странные движения — медленно, даже очень медленно, а потом они доводятся до автоматизма и проводятся на нужной скорости. Лена предлагает первые недели говорить, как Левитан, а потом эта выразительная и разборчивая речь станет звучать естественно и в нужном темпе.

Курс включает 10 занятий, из которых пять — мастер-классы. Пропущенные занятия по будням можно будет наверстать с другими потоками и курсами, потому что техникой речи там занимаются постоянно, как иные — утренней гимнастикой или вечерним фитнесом. Пропускать субботние мастер-классы очень чревато — когда еще случится точно такое же занятие!

В фильме «Довлатов» есть момент, когда корреспондентка говорит на камеру нарочито плохо, как интонационно, так и по темпу, и с очень-очень неправильным дыханием. Елена тоже нам такое показывала для затравки.

Речь — это выдох, а значит, нужен и правильный вдох. Это и есть один из предметов исправления и тренировки.

доцент Театрального института им. Щукина, педагог театра им.Вахтангова, основатель Школы Речи и ораторского искусства #1, актриса, режиссер Елена Ласковая

— Почему ты всё время молчишь?
— Я замкнутый…
— И давно тебя замкнуло?..


Нечетные по счету занятия также снимают физические и психологические зажимы. Самые сильные зажимы в человеке, по словам Ласковой, отмечаются в бедрах — по причине нашей целомудренности. Интересное заявление, даже хотелось задать уточняющий вопрос: только у женщин так или у всех? Правда, я не решился с ним влезть. А лично у меня помощница Елены Ласковой Нина Амелина заметила зажим в районе шейных позвонков. Ну, а как еще может быть у айтишника?

Если же перейти на слог более наукообразный, то речь — это психофизический процесс, в котором участвует всё тело.
Действенная речь возникает при совпадении:
⠀  свободного тела (не путать с расхлябанным);
⠀⠀правильного речевого дыхания (средне-диафрагмального);
⠀⠀красивого голоса (главным образом низкого);
⠀  чистых звуков (хорошей дикции).⠀
И все это — результат сбалансированной работы мышц.

Занятия всех школ Елены Ласковой начинаются одинаково: нужно точно и последовательно назвать по именам участников: Лена-анна-дмитрий-галина-ася-валентина-ольга-юля-катерина-маша-лариса-ангелина-евгения-александра-нина (именно в той форме имени, как они сами себя называли). А потом фрагментарно пересказывать, что они сказали в своей самопрезентации. И это не упражнение, а урок, который показывает, что никакая техника речи не спасет тебя, если ты обращаешься к человеку, который тебе не интересен и ты даже имени его не запомнил...

Елена Ласковая и Андрей Травин

Ласковая и Волк

Другие выпуски

Выпуск 2. Логика речи.
Выпуск 3. Актерское мастерство.
Выпуск 4. Работа перед камерой
Выпуск 5. Самопрезентация
Выпуск 6. Невербалика
Выпуск 7. Итоги и выводы

Фотографии Ани Ежовой.
Аккредитация moskva_lublu
Subscribe
promo volk june 10, 2014 15:49 17
Buy for 100 tokens
Тюремное служение — разновидность кахетизаторства и миссионерства. Заключенные любят, когда их посещают миссионеры в тюрьме. Причину называют внятно: миссионеры по сути единственные, кто общаются с зеками на равных. Кстати, охранники называют их «злодеи» (беззлобно, просто как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments