Андрей Травин (volk) wrote,
Андрей Травин
volk

Categories:

Елец

По правилам ЮНЕСКО архитектура города может быть признана исторической только в том случае, если здания ушедших веков располагаются в виде целых кварталов компактной застройки. К примеру, в Узбекистане на патронаж ЮНЕСКО могут претендовать Бухара и Хива и не могут претендовать Самарканд и Ташкент. А если в Липецкой области выделить город, в котором можно найти целые районы, сохранившиеся со времен Российской империи, то это, конечно, Елец. По нему надо гулять, как, скажем, по кварталу Маласанья в Мадриде, который также почти целиком состоит из зданий XIX века.
В Ельце туроператорам надо селить группы, чтобы потом оттуда делать вылазки к достопримечательностям области.

Бывшая Великокняжеская улица

Официально Елец возник в 1146 году (на год раньше Москвы). Его центральная часть называется Красной площадью.



А застройка торговой части напоминает московские улочки.



Фрагменты мостовой XIX века.







Бывшая Орловская улица. Виден Вознесенский собор.







Единственный памятник Никите Михалкову (он в центре). На самом деле это памятник художнику-конъюнктурщику Николаю Жукову, который, хоть и родился в Москве, детские годы провел в Ельце. Жуков остался в российской истории двумя работами: дизайном октябрятской звездочки и обложкой коробки папирос «Казбек». Дочь Жукова дружила в детстве с Михалковым, они были соседями, когда Жуков жил уже в Москве. Вот их-то и изобразил скульптор рядом с художником. Памятник установлен на улице Мира, бывшей Торговой. Кстати, абсолютно на всех улицах Ельца в центральной части города указано старое и новое названия.
Михалков держит подписанный дневник за второй класс. Его дважды вырывали из руки мальчика и крали, аналогично тому как в Петербурге воровали Чижика-Пыжика. Дважды дневник возвращался на свое место.



Улица Торговая и была основным местом нашей прогулки и представлена на множестве последующих фото.
В древности по ее линии проходил крепостной ров, западнее которого располагался городской посад. К XVIII веку ров был засыпан, и к концу этого столетия стал складываться архитектурный ансамбль Торговой улицы. В XIX–начале XX века улица превратилась в центр экономической и общественной жизни Ельца. На ней располагались гостиницы, богатые магазины и лавки, разнообразные конторы, банки и даже первый в Ельце и один из первых в провинциальной России кинотеатр (электротеатр) «Экспресс».
В жизни Ельца Торговая улица играла такую же роль, как Невский проспект в Петербурге.



Далее дом, связанный с отцом Александра Барченко, которого наш экскурсовод вежливо назвал «русским философом-космистом». Более верно было бы именовать его советским оккультистом, который выполнял для Сталина и ОГПУ ту же роль, что для Гитлера выполняла Аненербе. Мимо его личности было затруднительно пройти в связи с моим интересом к поискам Гипербореи, однако в Ельце Барченко лишь родился в семье местного нотариуса окружного суда, а учился уже в Питере, где, видимо, всего и нахватался.



Елец же был до революции городом Божьим, который в 1915 году получил тридцать третью по счету городскую церковь. К сожалению, уже через пару лет их начали закрывать и разрушать. Но немало и сохранилось.
На следующем фото виден храм Преображения Господня.



На углу Торговой и Преображенской находилась гостиница Попова, она послужила одним из прототипов Дворянской гостиницы в романе Бунина «Жизнь Арсеньева». В ней же в 1885 году останавливался известный литератор Василий Иванович Немирович-Данченко, оставивший очерки о елецкой жизни. К сожалению, их еще нигде не встречал, но судя по очеркам этого автора об Испании, они должны быть восхитительны, то есть такие, что нынешним тревел-блогерам и не снились.



Современная площадь Ленина в старом Ельце носила название Хлебная площадь, поскольку на ней находилась Хлебная биржа. Сначала многомиллионные сделки совершались просто в трактире на втором этаже здания, которое на следующей фотографии находится слева в самом конце.
И только когда заезжие очеркисты и журналисты публично изумились того факту, что вся хлеботорговля юга России происходит между вызовами трактирного полового, хлебные магнаты построили биржу, которая на следующей фотографии находится в центре композиции.



С западной стороны площади стояли складские помещения, выстроенные в так называемом «кирпичном стиле», вместе с Биржей они составляют целостный архитектурный ансамбль.



Для полноты помещаю в репортаж хотя бы одно современное здание, в данном случае Дом торговли.



Особняк конца XVIII века, выстроенный в стиле раннего классицизма и также украшающий бывшую Хлебную площадь.





Готическая водокачка XIX века. Ныне используется просто как башня с курантами, одновременно создавая иллюзию, что мы где-нибудь в Йоркшире.



Памятник писателю Ивану Бунину, местному уроженцу.



Угол бывшей табачной (махорочной) фабрики Заусайлова. Сейчас она находится в полуразрушенном состоянии. Также как и на табачной фабрике в Севилье, где согласно повести Мериме размахивала ножом цыганка Кармен, там работали одни женщины. Капитализм и в Западной, и в Восточной Европе выдернул женщину из сугубо семейной жизни именно для таких работ.



Лучшая сувенирная лавка города L'Bar.



А вот и сами сувениры местного разлива.





Лучшее кафе города (сведения от местного краеведа, сам даже не заглядывал в окно).



На заднем плане здание, по которому можно определить место, где останавливался в Ельце преподобный Тихон Задонский, очень любивший посещать этот город и называвший его Новым Сионом.
Заметную роль в развитии духовной религиозной жизни города сыграл также святитель Митрофан Воронежский. Здесь родился известный православный мыслитель, проповедник и писатель XIX века Иннокентий Херсонский. Елец — родина одного из последних оптинских старцев — Нектария.



В начале XX века для детей работниц махорочной фабрики были открыты ясли. Изящное, изысканное здание построено в стиле модерн. На фасаде изображен пеликан — символ самоотверженной заботы о детях. Жена Заусайлова здесь работала на общественных началах. В бывших яслях Заусайлова ныне находится музей народных ремесел и промыслов.





Мастерская по ремонту елецких рояльных гармоник. Звук у них более пронзительный, более кавказский что-ли. Большая часть рояльных гармоней предназначалась для игры на улице: на посиделках, свадьбах или гулянках. Инструменты для этого были самые легкие.
Мне как человеку сугубо гитарному углубляться в подробности не интересно. Но соглашусь, что гармошка более душевный инструмент по сравнению с баяном.



Больше всего в городе меня поразила елецкая гимназия, в которой учились писатель Михаил Пришвин, писатель Иван Бунин, философ и богослов Сергей Булгаков, нарком здравохранения Николай Семашко, преподавал Василий Розанов. Композитор Тихон Хренников тоже из Ельца и, может быть, также учился в этом заведении, но я, к сожалению, подтверждений этому не нашел.
Судьба свела Розанова и Пришвина в елецкой мужской гимназии, где Розанов преподавал историю и географию, а Пришвин оказался его учеником и был отчислен из гимназии именно из-за конфликта с Розановым.
Эту самую гимназию я видел лишь из окна автобуса, как и елецкий Городской сад, описанный Буниным в романе «Жизнь Арсеньева».
В городе я погулял очень недолго, увы.

В 1770 году Елец получил регулярный план городской застройки. В основу плана были положены принципы классицизма с прямоугольной сеткой улиц, широкими площадями, геометрически правильными линиями. В исторической части города улица Коммунаров (Орловская) стала главной осью, проложенной с востока на запад. Я прошел по ней лишь до первого перекрестка.
Но зато мне разрешили походить по всем помещениям новой гостиницы города, очень симпатичной: в ней вроде бы еще никто не успел поселиться.

Елецкая гостиница «Снегири»













Вознесенский собор

Построен про проекту Тона.





Священник Вознесенского собора протоиерей Николай Овчинников (1903 – 1985) стал духовным наставником Елецкого землячества, среди членов которого был великий русский писатель Валентин Распутин. Он и крестился в Ельце. В реальной жизни я впервые увидел его уже в гробу, перед отпеванием в Храме Христа Спасителя, также построенного по проекту Тона.
Сколько знаменитостей связано в этим примечательным местом!

Краткую экскурсию для нас провел краевед Алексей Пискулин, автор 90-страничной монографии «Легенды города Ельца». — Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец, 2013. Собственно его ремарки я и законспектировал в качестве подписей к фотографиям. Для того чтобы получился собственный взгляд на этот город, мне нужно было погулять по нему хотя бы полный день, а не несколько часов.

Со слов Алексея излагаю и легенду о явлении Божьей Матери Тамерлану.
Существуют две иконы Елецкой Божьей Матери. Одна из них — Черниговская Елецкая икона Богородицы, явленная преподобному Антонию Печерскому на ели в городе Чернигове на Болдиной горе, где впоследствии образовался Елецкий монастырь.
Другая местная Елецкая икона Божьей Матери была написана в память о чудесном явлении Богородицы Тамерлану в Ельце (она относится к типу «Оранта»).
В основе легенды лежат события 1395 года, когда Тамерлан вторгся в пределы Руси. Елец оказался первым городом на его пути, который он подчистую пожег. Простояв две недели у Ельца (на холме, что, благодаря хорошей погоде был виден мне за Вознесенским собором), Тамерлан неожиданно повернул обратно. Он устрашился явившейся к нему во сне Божьей Матери, взявшей город и всю Русь под свою защиту.
Tags: блог-тур Липецкая область
Subscribe
promo volk june 10, 2014 15:49 17
Buy for 100 tokens
Тюремное служение — разновидность кахетизаторства и миссионерства. Заключенные любят, когда их посещают миссионеры в тюрьме. Причину называют внятно: миссионеры по сути единственные, кто общаются с зеками на равных. Кстати, охранники называют их «злодеи» (беззлобно, просто как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments