Андрей Травин (volk) wrote,
Андрей Травин
volk

«Рюриковичи»

Нашему обычному человеку очень мало известно о периоде строительства государства и о его деятелях. К тому же люди того времени нередко оклеветаны потомками, в чем мне видится отступничество и нарушение пятой заповеди.
К чему это я? В ноябре 2013 я ходил на выставку «Моя история. Романовы» в Манеже. Народ стоял с улицы, точнее с площади прямо от знака нулевого километра: зрелище одновременно бесплатное и нашумевшее привлекло многих. Пропуском нам послужил ребенок — с малыми детьми пускали почти без очереди. Потом детей сдавали под расписку воспитателю в игровую комнату. И далее можно было осматривать экспозицию.
Тогда запомнилась старательность, с которой всё это было сделано — даже больше, чем мультимедийность.
Спустя год открылась выставка Выставка «Моя история. Рюриковичи», но подобного визита в Манеж не попробовал повторить. Увидел выставку лишь в 2016, когда откладывать дальше не имело смысла: оставалось всего несколько дней до отъезда экспозиции в Севастополь.

Если быть еще более подробным, то когда у Павильона 57 на ВДНХ кончился контракт с аргентинской выставкой динозавров, то «более тридцати практически живых динозавров», как говорилось в рекламе, переехали в отстроенный центральный «Детский мир», а выставки из серии «Моя история…» переместились на освободившиеся площади на ВДНХ, введя платный доступ. Однако если не чураться каламбуров, получилась и какая-никакая преемственность среди арендаторов: юрский парк сменил исторический парк.

И вот выставка «Рюриковичи», семисотлетняя история — с аудиогидом.

С «Праисторией» получилось удачно. Как только я услышал про то, что мои предки спустились с ледника, то сразу же, чтобы не портить себе настрой на просмотр, нажал на «перемотку» и очутился в Аркаиме и Дербенте. Причем, с изумлением узнал, что Аркаим (4 тыс. лет) сильно младше Дербента (5 тыс. лет).
Первые Рюриковичи описаны более или менее корректно: тема сугубо спорная и спекулятивная, но для обывателя — зачетно. Тут же кинозал «Путь из варяг в греки». Тоже понравилось.



Прошу менять правильно понять: даже от такой выставки не имеет смысла ждать всю правду про, к примеру, Хазарский каганат. Но общий уровень изложения аудиогида гораздо выше школьных учебников и вообще того, что было принято думать про те времена.

Я был на выставке в день рождения Ивана Грозного. Поэтому выбрал вот такие иллюстрации.



Про то, что Иван Грозный не убивал своего сына, я знал давно. Этот миф придумали евреи в относительно новые времена. И есть печатные мемуары, как они навязали его художнику, который получил за клевету наказание еще при жизни.
Но проблема в том, что про Ивана Грозного (см.) остались воспоминания вообще только лишь его врагов. И то, что фильм «Царь» может быть также основан на мифе, узнал впервые на этой выставке. Но тем не менее Ивана Грозного в святые не запишешь (есть еще более реальные факты против). А говорить про него что-либо от себя лично избегаю, дабы не уподобиться клеветникам первого русского царя.



На выставке много православия, так что с наслаждением слушаешь слова про «свет истинной веры». Сам этот свет проникает в 17 залов выставки не буквально, но и устроители выставки кое-что предусмотрели из наглядного. Отдельный зал выделен преподобному Сергию Радонежскому. В нем его житие в виде книге, на страницах которой, благодаря расположенным выше проекторам, проявляются тексты и иллюстрации. Слово «фотограф» дословно означает «светописец». Но в символическом смысле светописцами эпохи следует считать именно таких светоностных мужей как о. Сергий.

Вероятно, добавлю что-либо позднее про другие залы выставки:

Святой Владимир
От Ярослава Мудрого до Мстислава Великого
Раздробленность
Нашествие
Ордынская Русь
Дмитрий Донской
Василий I и Василий II
Иван III и Василий III
Федор Иоаннович


Источники
Синодик опальных царя Ивана IV
Разрядная книга 1475—1598 гг. — Подгот. текста, вводная статья и ред. В.И. Буганова; Отв. ред. акад. М.Н. Тихомиров. — М., 1966
Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника. Перевод и вступительная статья И. И. Полосина. Изд. М. и С. Сабашниковых. 1925.
Переписка Ивана IV с князем Андреем Курбским
Шлихтинг А. «Новое известие о России времени Ивана Грозного». «Сказание» Альберта Шлихтинга. Перевод, редакция и примечания А. И. Малеина. Л. Изд. АН СССР. 1934.

Литература
С.Б. Веселовский Синодик опальных царя Ивана IV как историческая книга «Проблемы источниковедения». Сборник третий. М. — Л. Изд. АН СССР. 1940.
2. Садиков П. А. Московские «приказы-четверти» во времена опричнины («Исторические записки», АН СССР, кн. 10). М. Изд. АН СССР. 1941.
3. Виппер Р. Ю. Иван Грозный. — М-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1944.
4. Флоря Б.Н. Иван Грозный. М.: Мол. гвардия, 1999
5. Фроянов И.Я. Грозная опричнина. Москва: Издательство «Эксмо», Издательство «Алгоритм», 2009. http://padaread.com/?book=31655
Subscribe
promo volk june 10, 2014 15:49 17
Buy for 100 tokens
Тюремное служение — разновидность кахетизаторства и миссионерства. Заключенные любят, когда их посещают миссионеры в тюрьме. Причину называют внятно: миссионеры по сути единственные, кто общаются с зеками на равных. Кстати, охранники называют их «злодеи» (беззлобно, просто как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment