Андрей Травин (volk) wrote,
Андрей Травин
volk

Categories:

Белорусский блокбастер

«Код Каина» (The Code of Cain, 2015). Режиссер — Вильям де Виталь, но это сейчас он американец, а прежде — гражданин СССР Виталий Васильков. «Код Каина» — его полнометражный режиссерский дебют при поддержке правительства Белоруссии и с бюджетом в $2 млн. Один из актеров — Алексей Серебряков, но это сейчас он канадец, а прежде — гражданин СССР и РФ.
Первый показ в России приурочили к Великой Среде, когда Иуда предал Христа. Прокат начнется на второй неделе после Пасхи. И то, и другое — в целом неплохо.

Вчера возобновилась братоубийственная война (под Еленовкой).
А по сценарию два брата во время политических бунтов оказываются по разные стороны. Для библейской метафоры маловато будет? Но раз даже в название вынесено, напомню, в чем тут пафос.

Каин — первый сын Адама и Евы, Авель — его брат. Каин был земледельцем, Авель — пастухом. Авель принес Богу жертву, которую Бог принял, Каин принес жертву, которая была отвергнута Богом. И Каин убил своего брата (Быт 4:3–8).

В чем заключалось занятие Авеля? В том, что он был свободен от привязанности. Он был странником — в хорошем смысле этого слова, то есть он не прирос к земле. Однако не был бродягой, потому что у него были заботы о семье, о скоте, привязанность к родителям, привязанность к брату, но он был свободен (всё, как сам я люблю). Напротив для Каина земля была его уделом, он за нее держался, но и она его держала. Его заботы, его труд были над землей, его семейные отношения его приковывали, и когда он обратился к Богу, то он обратился как пленник земли, а вовсе не как свободный сын, сотворенный Богом для связи с Ним, для дружбы, для любви.

Кстати, режиссер, возможно, надеется, что до самого финального убийства зритель будет гадать, кто же из братьев — прообраз Авеля. Но если фильм достоверный, а зритель просвещенный, то должно отгадать это гораздо раньше. Вот только ключ к раннему ответу предыдущий абзац не дает: для зрителя было бы слишком просто, если, дескать, Каин держится за землю, а Авель — за идею, за устроение жизни по-божески.

Один из русских епископов, владыка Фотий сказал: «С тех пор, как Каин убил Авеля, все Каины земли стремятся уничтожить всех Авелей; но Авели научились одному: что они должны хоть немножко остаться живыми для того, чтобы пронести факел веры, зажечь другие души, и тогда умереть».

То, что совершилось с Каином, совершается ежедневно, но не обязательно в форме физического убийства, а в иной форме. Каин оказался перед лицом брата, который для него был как бы воплощением Божьего осуждения. Глядя на своего брата Авеля, он видел, что есть человек, который приемлем для Бога, тогда как он неприемлем. И он поступил так же, как часто каждый из нас иногда поступает. У него было чувство, что, не будь Авеля, все было бы хорошо: не было бы точки сравнения, все было бы просто, будь Каин один. И он решил убить Авеля, отделаться от него, устранить, чтобы остались только он и Бог, он и жизнь.

Вы, может быть, скажете: такого никто из нас никогда не совершал. Неправда! Как часто, когда человек стоит на нашем пути, в том или другом виде — и политически, и житейски, — мы думаем: ах, если бы только его не было, как бы дышалось свободно, как было бы хорошо! Ах, если бы только его не было на свете! И это очень страшная мысль, потому что это каинова мысль. Мы не доходим до того, чтобы убить человека, нет. Но мы как бы доходим до того, чтобы его отстранить, исключить его из нашей жизни, — а это человеку иногда бывает больно.

Авель как персонаж представлен в Библии небогато. Что же мы знаем о нем? Для начала — имя. Г’эвель, Авель — один из немногих персонажей в первых главах Библии, чье имя вводится без объяснений. В книге Бытия объясняется имя Евы, затем — имя Каина, «И ещё родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» (Бытие 4:2). Слово «г’эвэль» — довольно редкое, означает «пыль, прах, гонимый ветром или дуновением», в переносном смысле употребляется в знаменитом афоризме Экклезиаста — «Г’эвель г’авалим» — «суета сует». Мне представляется, что в применении к первопредку — никто более этого имени в Библии не носит — это означает просто «смертный» — тот, чьи дни на земле не долги.
Авель, чьей кровью пропитана Земля — человек «без имени», без лица, и, если использовать терминологию ГУЛАГа, был стерт, как «лагерная пыль».

А что в фильме? Один из братьев, Павел, молодой офицер каких-то внутренних подразделений типа нашего ФСО, в силу собственной гордыни, зависти и обидчивости порвал отношения с братом Егором и сломал себе карьеру. И поэтому с первых же кадров фильма становится главным кандидатом в каины. Он вступает по неведению в контакт с тайным обществом авелитов (надо сказать, что это только название, так как Авель потомков не оставил, реально были только каиниты и сифиты, а затем и каинитов не стало, так как их уничтожил Потоп). Успешная американская журналистка Сара Огден — агент тайного общества, которое исследует «код Каина» — ген, толкающий человека на путь ненависти и убийства, несущий угрозу всему мирозданию. Для выполнения очередной миссии Сара отправляется в Восточную Европу на поиски носителя рокового гена. Бред? Не обязательно. Если отбросить привязку именно к «гену», то следы предательств аукаются много поколений. Взять, к примеру, первый стих в истории человечества. Но даже если без поэзии: капитализм, при котором мы живем, точнее всего называть (вслед за Валентином Катасоновым) «каиновой цивилизацией».

Дальше вы рискуете нарваться на спойлеры. Хотя если не против, то продолжу рассказ про главный белорусский фильм года.

Проект «Код Каина» получился международным. Режиссером картины стал бывший каскадер, выходец из СССР, который много лет мечтал вернуться в Россию, чтобы собрать друзей-каскадеров и с такой старой гвардией что-нибудь отщебучить в кинематографе. Над созданием боевика трудились каскадеры из Белоруссии, США, Украины, Германии, Польши, Австралии, Катара, России, Латвии и Израиля. В итоге фильм прямо на этой неделе был номинирован на Taurus — ежегодную премию Мировой академии каскадеров, вручаемую за лучшие трюки в кино. Ее награждение происходит в Лос-Анджелесе на студии «Парамаунт». В просторечии Taurus именуют «каскадерским Оскаром». В фильме есть трюк, когда машина, пролетая метров тридцать, приземляется на крышу другой машины, а потом соскальзывает на землю. И еще пара особенных трюков. Так что может быть что-то дадут. А вот других премий фильму, скорее всего, не видать. Надуманный сценарий (восприятие которого усугубилось для меня просмотром 100-минутной версии вместо 180-минутной) не порождает никаких эмоций, кроме недоумения.

Снимать события, похожие на майдан, начали за пару месяцев до евромайдана. Показаны митинги белорусской оппозиции в Минске, которые батька сумел в свое время пресечь без крови. И в фильме этот факт тоже подчеркивается. Показывается БЕЛАЗ и проезд самого большого в мире самосвала: всё же руководство республики давало деньги на картину и с учетом продакт-плейсмента государственного масштаба. Только эти куски в фильме кажутся естественными, логичными.

А основное действие в картине разворачивается вокруг американской журналистки, которая, как было сказано, исследует распространившийся ген, толкающий людей на убийства. Под угрозой, якобы, Восточная Европа. Именно там предпринимаются попытки найти потенциально «опасных членов общества». Но зрителю это — до лампочки, что понимают и сценаристы. И его внимание обращено на двух братьев, один из которых поссорился с другим из-за женщины. Тот брат, который меньше ростом и, наверное, младше по возрасту и по званию, ведет себе как типичный каинит. Искомый ген у него вроде бы есть, но «не активирован» до сей поры. Всё это напоминает активацию компьютерных программ, а не разговор о человеке.

В конце фильма младший брат закрывает собой старшего от пули и погибает «за други своя». Хотя библейский Каин также умер от шальной пули случайной стрелы.

Исполнительница одной из двух главных женских ролей Олеся Грибко из Минска. Именно из-за нее между братьями разгорелся сыр-бор.

Андрей Травин и Олеся Грибко
Tags: кино, философия
Subscribe

  • С RiverTickets по Химкинскому водохранилищу

    Каждый год — на теплоходе по Москве-реке, а то — и дважды за год… Не то, чтобы надоело, но маршрут по Химкинскому водохранилищу…

  • Воскресный кораблик

    За день до того, как отправить половину семьи в долгий водный круиз, решил покатать одну из девочек на небольшом речном теплоходе…

  • Четвертый Московский кофейный фестиваль

    В каждый период жизни у меня были неизменные мероприятия года, словно его реперные точки. В первой половине нулевых, к примеру, это были РИФ, Ночь…

promo volk june 10, 2014 15:49 17
Buy for 100 tokens
Тюремное служение — разновидность кахетизаторства и миссионерства. Заключенные любят, когда их посещают миссионеры в тюрьме. Причину называют внятно: миссионеры по сути единственные, кто общаются с зеками на равных. Кстати, охранники называют их «злодеи» (беззлобно, просто как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments