Андрей Травин (volk) wrote,
Андрей Травин
volk

Categories:

Алиса в стране наук

«Алиса в стране чудес» написана математиком-традиционалистом, которому даже комплексные числа представлялись досадным модернизмом. Многие события и представления науки его времени зашифрованы в тексте сказки Кэррола. И часть работников Политехнического музея решили воспользоваться этим поводом, чтобы на время ремонта в родном здании, затеять на выезде научно-популярную выставку как бы по поводу 150-летия первой печатной версии «Алисы в стране чудес».
Получилась «Алиса в стране наук», 5 июня — 4 октября, ВДНХ, павильон № 64 (Оптика), справа от фонтана «Каменный цветок». Вход — 500 рублей (взрослые). Смотреть можно, но осторожно.

Алиса в стране наук

На входе прежде, чем начнутся научные аттракционы — небольшая отсылка к сказке: Алиса вместе с посетителями проваливается в кроличью нору. Состояние отрыва достичь не пытаются, и вообще никто никуда не падает, но всё же есть какое-никакое тематическое начало.

Алиса провалилась вместе со Страной чудес Алиса ахнуть не успела, как полетела вниз в какой-то  очень глубокий колодец

Дальше про Алису при желании можно забыть, хотя устроители и пытаются напоминать. Впрочем, эти напоминания выглядят, как экспонаты для мебели. Например, эта узнаваемая, но совершенно необязательная синяя гусеница на шляпке несуществующего гриба.

Синяя Гусеница

Выставка поделена на пять секторов. Причем самое интересное — в трех последних.
Разумеется, не собираюсь писать тут новую Алису с косой челкой, но всё же скажу, что лучше уберегать ребенка дошкольного и младшего школьного возраста от посещения пары секторов. Это две особо богохульные экспозиции — на темы Большого взрыва и эволюционизма. Официальные название первой из них «Неугомонная Вселенная: трансформации пространства». Тут будет весело взвеситься на специальных весах и узнать, каким будет твой вес на разных планетах Солнечной системы (и не только на планетах: вес на Луне и Плутоне тоже можно узнать). У меня получились значения от 12 до 187 кг, если правильно запомнилось. Хотя нет, на Плутоне вроде вообще килограмм пять.
А потом советую сразу идти дальше, не пытаясь лично поучаствовать в рождении и смерти звезд. Не слушать, как Шляпник спрашивает на сколько миллионов лет голубой гигант проживет дольше, чем красный карлик или наоборот, как будто не осталось всего несколько десятков или сотен лет до того дня, как будет так, что «звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои» (Откровение Иоанна Богослова 6:13).
Лучше уходить вперед и не разглядывать завиральные плакаты про темную материю.

Темной материей засоряют детям мозги

Хотя сложно давать советы всем подряд. Может кому-то потребен и будет важным открытием стенд о сильных и слабых взаимодействиях в природе. Или я просто не могу посмотреть глазами ребенка на интерактивный аппарат, в котором двигаешь джойстик вперед или назад и видишь различный масштаб предметов от микрочастицы до метагалактики и всей видимой части Вселенной.

Зал второй — «Колесо жизни: превращения живой материи». Добро пожаловать в мир сказки, где наука граничит с волшебством! Там дети с помощью специального визуализатора создают новое животное, чего никогда в природе не было и быть не может, не считая бесплодных гибридов типа мула.

(Практически весь этот зал за исключением стендов о партнерских отношениях среди животных — оскорбление моих религиозных чувств. И детям впаривают «нескончаемый бег всего живого по кругу». Даже художественные тексты о моей жизни не содержат подобного).

А потом наконец, начинаются классические математические модели пространств в их визуализациях. Зал называется «Правила метаморфоз: измерения и изменения в математике».
Вот, к примеру, бутылка Клейна.

Бутылка Клейна Бутылка Клейна

Бутылка Клейна

Еще лучше пластмассовая лента Мёбиуса, которую можно своими руками разнимать на афганские ленты.
Тут же сложнейшие топологические головоломки, требующие пространственного мышления (у меня отсутствующего). А вот reon смог собрать сложнейшую пирамиду.

В Стране чудес Алиса попала в гости к герцогине с вопящим младенцем, который в ее руках внезапно превратился в поросенка. Девочка принялась вспоминать детей, из которых вышли бы такие же милые поросята: «Знать бы только, как их превращать». Такое превращение в реальном мире невозможно, но французский математик Жан-Виктор Понселе вывел математический принцип непрерывности: если одна фигура получается из другой непрерывным изменением и столь же обща, как и первая, то свойства, доказанные для первой фигуры, можно отнести и ко второй. Таким образом превращение ребенка в поросенка возможно хотя бы с точки зрения топологии — раздела математики, как раз и изучающего математическую непрерывность.

Следующий зал — про «непостоянство времени»: о том, как понимает время биология или физика, и можно ли его замедлить или ускорить.
Тут экскурсовод может рассказывать хоть про биоритмы, хоть про путешествия во времени.
Но экспонаты — совершенно игрушечные.
Вот визуализация восприятия отрезков своего прошлого: справа как бы жизнь моей дочки (пять кубов, символизирующих прожитые годы), а слева моя жизнь (около 50 тонких шайбочек). Подробности концепции можно прочитать здесь.

Пять и пятьдесят лет: визуализация психологической продолжительности года

Субъективное восприятие времени показано на следующем стенде. Для детей часовая стрелка вращается быстрее. Шляпник считает, что у взрослых новых впечатлений меньше, поэтому день для них тянется более медленно. Но у меня из детства другие воспоминания: каждый день наполнен так, что перед сном сегодняшнее утро воспринимается, как отдаленное прошлое...
Но что понимает в скоростях течения дней Шляпник, поссорившийся со Временем?! В книжке он был вынужден постоянно пить чай, перемещаясь за столом в поисках чистой посуды.



В зале «Нереальная реальность: загадки нашего восприятия» делал фотографии, но не публикую. Они не передают и не слишком объясняют содержание. Этот зал и для того, чтобы объяснить детишкам цветовую модель RGB, и для того, чтобы посмотреть в окуляры, в которых показано, как видит мир стрекоза...

Напоследок игра типа настольного крокета, считывающая пульс с левого запястья и преобразующая его частоту в движение манипуляторов. Чтобы разогнать пульс, можно дрыгать ногами или часто дышать. В парной игре с молодым человеком я проиграл с большим отрывом. Объективно пульс с возрастом скорей замедляется, чем растет.

Эта запись своего рода завершение трилогии о 150-летии публикации Алисы в стране чудес. Предыдущие части I и II.
Subscribe
promo volk june 10, 2014 15:49 17
Buy for 100 tokens
Тюремное служение — разновидность кахетизаторства и миссионерства. Заключенные любят, когда их посещают миссионеры в тюрьме. Причину называют внятно: миссионеры по сути единственные, кто общаются с зеками на равных. Кстати, охранники называют их «злодеи» (беззлобно, просто как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments