Андрей Травин (volk) wrote,
Андрей Травин
volk

Categories:

По Тверской. Село Арпачёво — родовое гнездо Львовых.

Название села в 20 км от Торжка произошло от чужеземного выкрика, означающего «поворачивай назад!». Во время прихода полчищ Батыя Торжок оборонялся доблестно силами одних горожан (без дружины). А там, где нынешнее Арпачёво, вражеская конница с облегчением подчинилась команде на отход.

Арпачёво и нынче — конечной пункт дороги.

Торжокский район: село Арпачёво, колокольня работы Николая Львова

В Арпачёво было 250 дворов, а осталось 6. Это умирающее село. Но там — слегка подновленный с фасада кубовидный храм Казанской Божией Матери от архитектора Львова. Он был барским, а крестьянский храм Александра Невского располагался по соседству за полем.

Торжокский район: село Арпачёво, храм Казанской Божией Матери работы Николая Львова

Торжокский район: село Арпачёво, храм Казанской Божией Матери работы Николая Львова

Рядом с барским храмом были уникальные надгробия, которые еще в 1987 году стояли на своих местах. Потом они были закопаны с необъявленной целью Георгием Федоровичем Шапошниковым, поселившимся в этом селе бывшим актером московского театра Моссовета. Два недавних года он отсутствовал в селе по состоянию здоровья. И по возвращению обнаружил, что закопанные им надгробия перекочевали на витрину мастерской по изготовлению памятников на могилы: клиентам предлагается стесать старые надписи и нанести новые (это они могут).

Еще в 1907 году в Арпачёво было восстание против помещицы Петуховой. Даже стреляли из пушки. А спустя десять лет — революция и, как водится, превращение храмов в хранилища и постоялые дворы. Уже в позднее советское время в храме жили работники-шефы, помогавшие колхозу (кажется, шефствовала какая-то воинская часть). Работнички жили в храме, а на алтаре у них была кухня, и в закрытом помещении коптились стены. Внутри храма не побывал — ключи от него есть лишь у священника.

Шапошников рассказал нам немало историй: от административных до мистических.
Из мистических важна вот такая.
В советское время крест с купола храма Казанской Божией Матери стоял на могиле бабы Мани. В нынешние времена священник рассудил так, что крест надо вернуть на восстанавливаемый храм, а на могиле поставить какой-нибудь другой. Стали ставить крест на храм, а он не лезет в свой паз. Спустили его снова на землю, чтобы кончик подправить. А тут одна из перекладин креста отвалилась, как будто ее срезали. И тогда рабочий признался Шапошникову, что крест не освятили. Приглашенный священник освятил крест, стали его снова ставить на купол, и на этот раз он легко вошел в свой паз.

Из административных баек меня поразили сразу несколько.
В одной из них рассказывалось, что на реставрацию храма в Арпачёво было выделено 7 млн. руб. Но выделены они были на соответствующий фонд, который занимается реставрацией. И тот несколько лет содержал на часть этих денег «инженера реставрации арпачёвского храма», которого в селе ни разу не видели.

Высокая четырехъярусная колокольня, по форме напоминающая маяк — уникальна.
Слегка подобная имеется в Курской области, но она не обладает такой гармоничностью, как та, что в Арпачёво.
Разумеется, колокольня также выполнена Львовым и образует с храмом единый ансамбль.

Торжокский район: село Арпачёво, колокольня работы Николая Львова

Архитектор бывал в Пизе, видел местную башню и сделал свою колокольню такой, что при рассматривании издали вызывает обманчивый эффект падающей башни. Все ярусы башни выполнены перпендикулярно земле (недавно Шапошников вызывал геодезиста, который этот факт перепроверял), однако каждый ярус выполнен со смещением по спирали, что и дает такой зрительный эффект.

Торжокский район: село Арпачёво, колокольня работы Николая Львова

В общем Львов, как и Гауди, был «архитектором с прибабахом». Но этим и интересен через века. Однако в России масштаб его личности явно недооценен. И творениям его не повезло: практически каждое пострадало в советский период.

А Шапошникову надо было бы самому писать в блог, а не рассказывать байки заезжим блогерам. Но вместо этого он издает в 2006 году бумажную книжку своих дневниковых писем тиражом 999 экземпляров. Когда же он мне сказал, что не понимает такой профессии, как интернет-маркетолог, стало предположительно понятно, что он не понимает и возможностей сетевых публикаций. И дело тут не только в возможном их сиюминутном резонансе, а в том что та или иная его байка могла бы стать нашей навеки.

Другие записи тура:

По Тверской. Карты и топографические каламбуры.
По Тверской. Местная кухня.
По Тверской. Село Никольское — родовое имение Львова.
По Тверской. Торжок. Храмы и особняки.
По Тверской. Святой источник у д. Якшино.
По Тверской. д. Грузины — родовое гнездо Полторацких.
По Тверской. Погост Прутня — могила Анны Керн
Тверь. По следам любимых песен.
Тверь. Кирилл и Мефодий.
Сельская школа в поселке Мирный Торжокского района


Tags: блог-тур Торжокский район
Subscribe
promo volk june 10, 2014 15:49 17
Buy for 100 tokens
Тюремное служение — разновидность кахетизаторства и миссионерства. Заключенные любят, когда их посещают миссионеры в тюрьме. Причину называют внятно: миссионеры по сути единственные, кто общаются с зеками на равных. Кстати, охранники называют их «злодеи» (беззлобно, просто как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments