Андрей Травин (volk) wrote,
Андрей Травин
volk

Category:

Памяти Манитаса де Плата

Начало здесь.

5 ноября 2014 года, в ночь на шестое, умер Manitas de Plata, старейший гитарист фламенко, человек с биографией.

Услышав, как он играет в Арле в 1964 году, Пабло Пикассо воскликнул: «Этот человек имеет большую ценность, чем я!».
Но открыл широкой публике его не он, а Сальвадор Дали, который однажды в очередной раз пересекал Атлантический океан на круизном лайнере «Франция» и узнал от стюарда-испанца, что на пароходе находится цыган-гитарист, путешествующий третьим классом. Пришлось немного надавить на капитана, чтобы тот дал разрешение на приватную встречу пассажира третьего класса с пассажирами первого. Гитарист должен был прийти в каюту Дали и сыграть для него. В итоге он играл для мэтра три часа подряд. А Дали, как только прибыл в Нью-Йорк, представил его журналистам, собравшимся в порту: «Каждый раз, когда Манитас играет, огонь зажигается».

Неожиданное внимание Дали позволило Манитасу де Плата через неделю уже выступить в Карнеги-холл, на специальном закрытом концерте в ночь с 16 на 17 декабря 1965.

А свой первый альбом де Плата записал в часовне города Арль.

Спустя несколько лет пластинки с его музыкой продавались миллионными тиражами. Странное совпадение: он прожил 93 года и продал 93 млн пластинок. Для сравнения: Gipsy Kings продали 18 млн пластинок, а у них одни румбы и очень душевно поют... Что в нем находили не гитаристы, мне трудно судить. И еще со времен КСП я нормально воспринимаю одиночек на сцене.
Сейчас никто бы не стал слушать де Плата без басиста, перкуссиониста, второго гитариста... А тогда в 70-х в разгар своей славы де Плата проводил более 150 концертов в год. Он стал известен и богат. Владел Maserati, Lamborghini, Rolls-Royce и Mercedes-Benz, и его поклонниками считались Марлон Брандо, Элизабет Тейлор и Чарли Чаплин. Он материально поддерживал приблизительно восемьдесят членов своей большой цыганской семьи, но, как он отметил в 2011 году в автобиографии «Музыка и женщины»: «Я всегда жил одним днем». Его племянник сказал, что его дядя умер без гроша в кармане, промотав свое состояние «в рулетку, на роскошные автомобили и красивых баб».

Он появляется неожиданным гостем 31 октября 2012 года в зале Olympia в возрасте 91 года. Кажется, это — последняя его ТВ-запись.

В прошлом году мне попалась заметка, в которой де Плата жаловался на то, что у него нет средств на сиделку. И как раз с прошлого года я стал ждать его смерти. То есть время от времени заглядывал в Википедию, не появилась ли там вторая дата. Вот и в начале ноября меня охватило подобное беспокойство, но я дернулся слишком рано, в первых числах, а Манитас умер на следующий день после наших длинных выходных.

Как я писал в первой части рассказа о Манитасе де Плата, он родился в Сете в 1921 году, как и Жорж Брассанс. Оба в юности были увлечены гитарой, жили почти на одной и той же улице, часто пересекались в Сете, но действительно стали друзьями лишь в середине 1950-х годов. В 1979 году де Плата захотел принять участие в записи диска «Брассанс в джазе», но это ему не удалось из-за своего большого тура. Он думал, что совместная запись будет всего лишь отложена. Но смерть Жоржа перечеркнула план. А своего ровесника-земляка де Плата пережил на 32 года. И кто из них обманул смерть? Никто.

Но Манитас оставил десятки потомков, и как-то признался, что не может с уверенностью сказать, сколько у него детей.

В 1947 Брассанс встречает женщину по имени Йоха Хейман, эстонку по происхождению, носящую немецкое прозвище «Пюппхен» («Кукла»). Брассанс был противником брака, Пюппхен просто становится его приходящей любовницей на всю жизнь.

Манитас де Плата был женат один раз, и от этого брака имел девять детей. Внебрачных отпрысков у него оказалось еще не менее, чем столько же. Всего юридически признаны, по крайней мере, 13 детей, но их общее количество могло быть от 24 до 28. В 1975 году, отвечая на вопрос, был ли он женат, де Плата ответил: «Да, каждую ночь». На вопрос, а есть ли у него дети, рассмеялся: «Во Франции. В Испании. Везде».

Его внебрачная дочь Франсуаза помогала ему встретить смерть.

На гитаре Манитас научился играть у дяди, и уже в девять лет мог что-то уверенно на ней изобразить. В детстве он так и не научился читать и писать. А будучи взрослым заявлял, что наибольшее значение в его жизни имели музыка и женщины.

«Он хотел видеть людей счастливыми и играть на гитаре», — сказал его личный агент.

Tags: гитаристы, фламенко
Subscribe
promo volk june 10, 2014 15:49 17
Buy for 100 tokens
Тюремное служение — разновидность кахетизаторства и миссионерства. Заключенные любят, когда их посещают миссионеры в тюрьме. Причину называют внятно: миссионеры по сути единственные, кто общаются с зеками на равных. Кстати, охранники называют их «злодеи» (беззлобно, просто как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments